Гражданская оборона
...С рок-музыкой Игорек Летов впервые познакомился, когда ему было при-мерно восемь лет. Его брат, в последствии известный джазовый музыкант Сер-гей Летов, а тогда - студент новосибирского университета, постоянно приво-зил из новосибирского Академгородка пластинки. Это были записи группы THE WHO, SHOCKING BLUE и других, на которых росло то советское поколение. У старшего Летова отношение к этим записям было сугубо рациональной ("попол-нение своего материального положения путем записи всем желающим по три руб-ля" - сам-то Сергей классику слушал - Моцарта, Баха). А вот на его младшего брата эта музыка подействовала совершенно иным образом. Первое же прослуши-вание THE WHO оказало на Егора "одно из самых убойных потрясений", и он по-нял - "...вот оно, и в этом весь я, и это - для меня". 1972 г. Омск. В стране - "развитой социализм", у Егорушки в граммофоне - "A Quick One" THE WHO и первое убойное потрясение в жизни - рок-н-ролл! Дальше было достаточно классически - THE BEATLES, ROLLING STONES, LED ZEP-PELIN, потом GENESIS, YES, лет в 18 возврат к калифорнийщине и DOORS и слу-чайно в 1982 "Never Mind The Bolloks" SEX PISTOLS. Они противоречили, с му-зыкально-эстетической точки зрения, летовским вкусам, но нутром - дико по-нравилось. И после ADAM AND THE ANTS и SPECIALS Егор понял всю эту музыку. Понял в смысле принял. И вошел в нее. Надо сказать, что в этом Летов-младший повторил тропу многих русских рок-музыкантов периода рок-войны. Когда типичного советского рокера спраши-вали "почему вы решили стать рок-музыкантом", тот, не долго думая, отвеча-ет: "я услышал THE BEATLES (THE WHO, YARDBIRDS, LED ZEPPELIN, VELVET UNDER-GROUND, PINK FLOYD и т.д.) и понял, что должен играть рок". Действительно, не имея отечественных образцов для подражания, советская молодежь была про-сто обязана находиться под воздействием западных групп. Для юного Егора это были группы, с которыми его знакомил Сергей. В даль-нейшем, брат довольно долгое время записывал ему различные команды: THE BEATLES, URIAH HEEP, LED ZEPPELIN, PINK FLOYD, NAZARETH, IRON BUTTERFLY и многие другие. Вообще Сергей Летов в то время в Новосибирске учился - ФМШ, Университет... Новосибирск - это особая история: там есть Академгородок. Был такой опыт в 60-х: собрали одаренных детей в одном месте, поселили недалеко от города, в общежитиях, и решили посмотреть, что из этого выйдет. А вышел из этого невиданный процесс духовного освобождения. Такого не было ни в Ленинграде, ни в Москве: что-то типа гражданской войны, забастовки и т.п. Потом все, в конце концов, разогнали. Сергей позже в Москве саксофон купил и стал саксо-фонистом, а тогда просвещал младшего Игоря. Между прочим, из-за этих записей Егор себя относит к поколению 50-х го-дов, хотя родился гораздо позже. SHOCKING BLUE, LED ZEPPELIN, "Revolver" битловский... Когда он их услышал, на него они так подействовали, что все прямо сразу поехало. Егор стал записывать рок и жил на этой музыке лет де-сять. "Для меня, наверное, это было самое счастливое время", вспоминает Ле-тов. - "Поэтому я себя причисляю к поколению тех лет. Все мои друзья на семь лет меня старше". Непосредственно перед образованием своей первой рок-группы Егор два года (1980 и 1981) прожил в Москве у брата. Он впитывал всю эту музыку. По его собственной теории "...человек, завязанный в какой-то творческой среде и получивший информацию, через некоторое время... это, как переполненный ста-кан; просто накапливается творческая энергия". Летов в полной мере впитал идею панка как жизненной философии. Именно тогда, в 1980-м году у Егора (а было ему в то время 16 лет) появилось желание "делать что-то свое" и он ре-шил собрать группу, сразу же начав сочинять свои первые тексты. Купив в Ле-нинграде бас-гитару, Егор Летов возвращается в Омск. В 1982 году все и началось, - началось воплощение идей Егора. В это вре-мя начинаются первые музыкальные эксперименты в рамках образованной группы ПОСЕВ (POSSEV), ставшей, по сути дела, точкой отсчета в существовании ом-ского панка, подарившего отечественной музыке немало громких имен, о кото-рых речь пойдет ниже. Свое название группа получила в честь известного западного русскоязычно-го издательства антитоталитарной направленности Possev Verlag и в те годы уже само по себе воспринималось как провокация. "Начали мы играть, тогда еще хиппи, - вспоминает Летов, - но почему-то, как только мы взяли гитары, - сразу в панк полезли. Непонятно каким образом, как только играть начали, только драйв покатил, сразу SEX PISTOLS какой-то получился, совершенно не-произвольно, причем даже у ребят, которые ничего подобного не слышали". Так вот и получилось: собралась тусовка хиппи, стала музыку играть - а у них панк вдруг как попрет! В общем, те кому понравилось - остались. А остались Егор (вокал, ударные, бас), Андрей "Босс" Бабенко (гитара) и Евгений "Джон Дабл" Деев (бас), к которым время от времени присоединялся Александр "Алекс" Ивановский (акустическая гитара). В этом составе POSSEV на протяжении трех лет своего существования - 1982-1984 гг. - записал шесть магнитоальбомов:
"Всякие Картинки" (1982),
"Стратегия И Тактика" (1982),
"Дождь В Казарме" (1983),
"Сказки Старого Юнги" (1983),
"Музыка Любви" (1983),
"Reggae, Punk & Rock'n'Roll" (1984).
Дискография
160 альбомов (!) с участием Егора Летова или музыкантов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, из которых 47 принадлежат собственно Г.О. Разумеется дискография не самая полная - указал все, что знал.
Можно выделить номерную дискографию ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ:
1. "Поганая Молодежь" (1985)
2. "Оптимизм" (1985)
3. "Мышеловка" (1987)
4. "Хорошо!!" (1987)
5. "Тоталитаризм" (1987)
6. "Некрофилия" (1987)
7. "Красный Альбом" (1987)
8. "Так Закалялась Сталь" (1988)
9. "Все Идет По Плану" (1988)
10. "Боевой стимул" (1988)
11. "Здорово И Вечно" (1988)
12. "Армагеддон-Попс" (1988)
13. "Русское Поле Экспериментов" (1989)
14. "Война" (1989)
15. "Инструкция По Выживанию" (1990)
16. "Прыг-Скок: Детские Песенки" (1990) - ЕИО
17. "Сто Лет Одиночества" (1993) - ЕИО
18. "Солнцеворот" (1997)
19. "Невыносимая Легкость Бытия" (1997)
20. "Звездопад" (2002)
21. "Долгая счастливая жизнь" (2004)
22. "Реанимация" (2005)