20.04.2005
“Cлияние и поглощение” — рецензия
Все ожидания насчет второго — по значению и статусу — релиза года (после Земфиры, разумеется) оправданны вполне. И если “Вендетта” разделила время на прошлое и настоящее, то “Слияние и Поглощение”, презентуемый сегодня свежий альбом “Мумий Тролля” уже из этой, наступившей новейшей эпохи.
Лагутенко и Земфира связаны ведь неразрывной, пусть и слабо прощупываемой порой ниточкой. Ведь только они всегда впереди, всегда двигаются в главном, определяющем направлении, хоть и разными, но параллельными же дорогами. Потому “Слияние и Поглощение”, конечно, смотрится как отражение “Вендетты”: тоже свобода и целостная легкость в эклектичной форме, глобальная новизна ощущений, бескомпромиссность подхода (для Лагутенко, как и для Земфиры, единственный смысл и удовольствие пластинки — выразить себя исключительно так, как хочется). Даже писались они, не будучи очень-то в курсе о делах друг друга, почти одновременно: то есть осень—зима-2004. Но если Земфира — на московских студиях и у себя дома, то Лагутенко, как и положено гражданину мира, — в разных странах и континентах: что-то в Доминиканской Республике, что-то в Латвии, кусочек в Питере, еще кусочек в Лондоне…
По поводу “Слияния и Поглощения” уже понаписалось всяких глупостей. В том смысле, что это якобы некий антиглобализм и тонко закодированный социальный протест Лагутенко (пару раз Илья пошутил где-то, что название пластинки заимствовано из финансово-экономической терминологии: монстрообразные корпорации поглощают более мелкие и независимые, после слияний случаются монополизации, ну и все такое; не зря же Илья по образованию-то экономист, да и дружит с олигархами-монополистами тоже не зря ведь). На самом деле, конечно, “Слияние и Поглощение” — это всецело лиричная, очень эротичная и чуть ли не самая личная пластинка “Мумий Тролля”. Насквозь, однако, пропитанная иронией и самоиронией — в этом главная причина ее удивительной легкости. Купивший альбом за очень серьезные деньги рекорд-лейбл прогнозирует большой коммерческий успех и возрождение широкомассовой любви к “Мумий Троллю” (а то все рублевские жители да пригламуренная тусовка в фанатах светятся в последнее время): как-никак из 13 песен пластинки минимум 5 — потенциальные телерадиохиты. Но сам Лагутенко явно далек от пресной цели: вновь стать хэдлайнером стадионов. Его цель очевидна уже давно: просто делать так, как хочется. И в этом он преуспел еще в саундтреке к “Похитителям книг”, а “Слиянием и Поглощением” сей успех безмерно закрепил.
ВЫБОРОЧНЫЙ ТРЕК-ЛИСТ
1. ПРЕЛЮДИЯ.
Весьма пафосное скрипичное интро сыграно детским симфоническим оркестром. Возникает настрой на нечто очень глубокое и высокопарное. Который тут же разрушается последующим треком.
2. ПРОСТИ, КИСКА!
Привет, как говорится, Scissor Sisters. Довольно старая песня с рабочим названием “Просто рок” предполагалась, помнится, с аранжировкой гигантского стадионного рок-гимна. А Лагутенко взял и вылил ее в такую очень веселую полуэлектронную штуковину.
4. ХИЩНИК
Ты такой хищник
Все счеты сводишь лично
Сам себя считаешь
Сам себя решаешь
Все было бы отлично
Но раны-то зияют
Так глубоко, что слезы
Чрез раны вытекают.
Сложно сказать, про какого конкретно саблезубого зверя, проделавшего клыками дыры в тонкой лагутенковской душе, здесь поется (меньше общаться надо с коварными олигархическими и шоу-бизнесовыми акулами), но получилось очень нежно-доверительно.
5. СТРАХУ НЕТ
Абсолютно убойный и международный, так сказать, мегахит. Детский хор из Риги под призыв Лагутенко: “Громкость максимальная!” — пронзительными голосами скандирует:
Тебя вставляет —
ты вставляешься
Тебя вставляет —
ты вставляешься
Тебя вставляет —
ты вставляешься
Когда вставляет —
тогда вставляешься.
И это несомненный девиз нескольких ближайших музыкальных сезонов.